Основная информация
Мумбаи (Бомбей до 1995 года) является самым населённым городом Индии, в 2008 году население города составило 13 662 885 человека. Вместе с городами-спутниками образует шестую по величине городскую агломерацию мира. Площадь, занимаемая Большим Мумбаи, составляет 603,4 кв. км. Город вытянулся вдоль побережья Аравийского моря на 140 км. Мумбаи расположен на высоте 10 метров над уровнем моря. Плотность населения составляет 21 665 человек на кв. км., около 1/2 населения — маратхи, около 1/4 — гуджаратцы. Собственно город занимает остров Бомбей и южную часть острова Солсетт, которые связаны между собой мостами и дамбами.
Мумбаи, по сравнению с другими приморскими городами Индии, вырос относительно недавно. Характер местности, на которой расположен город, есть результат бурного геологического прошлого. Это цепь из семи островов, составляющих территорию собственно города.
Культурная жизнь города отличается большим многообразием и характерным для этого города космополитизмом. Здесь часто проходят выставки лучших мастеров современного изобразительного искусства, концерты исполнителей и звезд мировой величины, проводятся экспозиции из собраний лучших музеев мира. В городе расположено значительное число художественных галерей, а также немалое число концертных залов, театр им. Таты, концертный зал им. Хоми Бхабхы и другие.
Современный Мумбаи сохранил многочисленные следы прошлого, в частности, весьма разнообразной является его архитектура. Наряду со старинными особняками викторианского стиля здесь встречаются постройки самых современных направлений и стилей. Южная часть города застроена эффектными высотными зданиями – офисами крупнейших компаний, роскошными отелями, жилыми домами. Эту часть города иногда называют «индийским Манхэттеном».
В прежние времена, когда большинство пассажиров прибывало в Индию морем, они высаживались главным образом в Бомбее, поэтому его еще называли «Воротами в Индию». Сейчас об этом напоминает массивная арка типа триумфальной, установленная на берегу моря, на том месте, где раньше высаживались пассажиры. Она так и называется - «Ворота Индии». Арка была заложена в 1911 году во время визита в Индию английского короля Георга V, а официально была открыта в 1924 году. Она украшена элементами, позаимствованными из мусульманской архитектуры Гуджарата ХVI века. «Ворота Индии» знамениты еще и тем, что через эту арку проследовали британские войска, покидавшие Индию морем в 1947 году.
На Малабарском холме находится здание бывшей резиденции британских правительственных учреждений – Радж бхаван. Сама вершина же холма представляет собой огромный водный резервуар, выстроенный для снабжения водой всего южного Мумбаи. На крыше этого резервуара выстроены на насыпной почве так называемые «висячие сады», которые официально именуются «Садами им. Ферозшаха Мехты» – одного из лидеров национально-освободительного движения. Кусты в этих садах пострижены в форме различных животных. Прямо напротив «висячих садов» расположен очень популярный в Бомбее «парк культуры и отдыха» им. Камалы Неру. Рядом с «висячими садами», будучи хорошо укрытой плотной листвой многочисленных деревьев, находятся так называемые «башни молчания», принадлежащие парсам (выходцы из Персии) – последователям религии зороастризма. Для совершения обряда погребения по-парсийски и выстроены эти «башни молчания». У почти самого подножья Малабарского холма со стороны, противоположной Чоупатти, находится известный индуистский храм Махалакшми, посвященный богине богатства и процветания.
К числу достопримечательностей Мумбаи относятся также мусульманская мечеть Хаджи Али, Планетарий им. Неру, зоопарк, музей истории, музей принца Уэльского, университет, увенчанный башней с часами, отдаленно напоминающей башню Биг Бен в Лондоне, здание старого муниципалитета – ныне там располагается Азиатское общество с его обширной библиотекой, здание старого Монетного двора, аквариум Тарапоревала, пещеры Канхери в Национальном парке.
Таким образом, сегодняшний Мумбаи – быстро растущий и процветающий город. Будучи богатым и красивым, он, как и все крупные города Индии, не лишен контрастов, где нищета тесно соседствует с роскошью и техническим прогрессом.