Основная информация

Священный город Варанаси, лежащий на берегу Ганга, является индуистской святыней. По своей важности его можно сравнить разве что с Меккой и Иерусалимом, ибо число паломников, ежедневно совершающих омовения в священных водах, воистину неисчислимо. Из числа священных мест, связанных с Гангом (Ганготри, Ришикеш, Харедвар), Варанаси – важнейший, и наиболее всего олицетворяет Индию в глазах западных путешественников.

Варанаси, «Вечный Город», служил центром цивилизации и науки на протяжении почти 2000 лет. Двадцать пятъ веков тому назад, в городке Сарнатх, что находится в 10 километрах от Варанаси, Будда впервые дал своё учение о просветлении. Позднее, Варанаси превратился в важнейший центр индуизма, хотя, начиная с XI века, неоднократно подвергался вторжениям исламских завоевателей. Апогей этих разрушительных нападений был во времена правления императора моголов Аурангзеба, который разрушил практически все храмы города, а самые значительные из них превратил в мечети.

Варанаси также был известен как Каши и Бенарес, однако современное его название восстановлено и означает город, лежащий между двух рек – Аруной и Аси. Для большинства индусов этот город всегда имел особое значение. Наполненный паломниками Варанаси считается благоприятным местом для умирания и обеспечивает прямой путь на небеса.

Современный Варанаси остаётся значительным центром изучения различных наук, особенно изучения санскрита, а студенты приезжают сюда со всех концов Индии. Несмотря на это, Варанаси остаётся одним из самых неразвитых мест Индии с точки зрения норм западной цивилизации. Город страдает от перенаселения и неразвитости коммунальных служб и мало изменился с тех пор, как Индия обрела независимость.

С другой стороны Варанаси является символом индийского ренессанса и сыграл особую роль в развитии хинди – национального языка Индии. Известный новеллист Прэм Чанд и Тулси Дас, известный поэт, который перевёл эпос Рамаяны на Хинди, много лет жили в Варанаси и играли значительную роль в развитии языка.

Старый город Варанаси расположен вдоль западного берега реки Ганг и обрамляет её многочисленными гатами. Гат – особая лестница, нисходящая к воде и служит для исполнения особых религиозных церемоний. Большинство водоёмов в Индии являются священными и обрамлено гатами, на которых верующие индуисты совершают обряды омовения. Практически в каждом индуистском храме существует священный водоём с гатами. В силу того, что Ганг является самой священной рекой, символом жизни и плодородия, порождённой самим Шивой и олицетворяется божеством Гангой Атри, гаты Ганга самые многолюдные в Индии. Даже в будние дни, на рассвете на них собираются тысячи паломников, чтобы совершить омовение в священной воде Ганга, смыть накопленные грехи и встретить новый дарованный день. Каждый из гатов Варанаси исключителен по своему архитектурному исполнению.

Есть в Варанаси особые гаты, где производятся церемонии похорон. Именно там сжигают тела умерших и отправляют прах в воды реки, освобождая души от страданий и очищая грехи, накопленные в течение последней жизни. В связи с этим у западных путешественников возникают особые чувства относительно чистоты воды, которую индусы пьют и в которой совершают очищающие омовения, свято веря в её чистоту. Безусловно, Варанаси может шокировать. Пожалуй никто из посетивших этот город не остался равнодушно спокоен. Варанаси с его материальной грязью и великой духовной чистотой ломает привычные концепции, изменяет сознание и заставляет задуматься.

Лучший способ увидеть город – на рассвете нанять лодочника, и проплыть мимо тысяч людей, среди которых йоги, брамины и простые верующие, собравшиеся на ступенях у великой реки. Окрашенные восходящим солнцем, огромные древние стены завершают величественную картину. Затем, выйдя на любой из пристаней, пойти по узким улочкам, где порой два человека не могут разойтись. Где каждый из магазинов предлагает лучший в мире шёлк. Где каждый из музыкантов, играющих на ситаре – Рави Шанкар. Где проходяшие мимо мальчишки могут поговорить с вами на любом языке. Где в книжных лавках можно найти любую книгу.
Рейтинг по 2 отзывам: 5

Отзывы об этом месте: Написать отзыв

был здесь в декабре 2009 года.
5.0

Варанаси великий и ужасный!

Варанаси (Бенарес, Каши) (5-7декабря) Самолёт spicejet неприятно удивил, за такую сумму даже сок приходилось покупать за свои деньги, летели с пересадкой в Дели, не выходя из самолёта и в 15:45 уже приземлились в долгожданном Варанаси! Поскольку нас было 5 человек и 5 чемоданов, на протяжении путешествия постоянно возникали проблемы с переездами. Взяли prepaid taxi до Meer Ghat за 600руп машину побольше и поехали. В Индию мы приехали в 3й раз, может поэтому уже знали чего ожидать. От грязи и пыли в такси было трудно дышать, вид из окна не удивлял, серость, беднота, море людей и конечно коровы и собаки вокруг. Темнело, такси остановилось уже в полной темноте. Таксист сказал, что дальше машина не проедет, т.к. улочки слишком узкие и предложил помочь с жильём. Мы вышли, просмотрели намётки с жильём из Интернета и по Lonely Planet (LP) и решили всё же посмотреть, что он предлагает, если что искать дальше. Обещанные 5мин ходьбы по брусчатке, ямам и говну, превратились в час. Тащя свои тяжеленные чемоданы, некоторые без ножек после самолёта, мы сходили с ума, толпы глазеющих индийцев, везде помои, говно, коровы, с которыми не разойтись в узких местах, вонь, мимо постоянно проносят трупаки на носилках, завёрнутые в золотую ткать. Этой дороге не было конца! Сразу скажу, что влюблена в Индию давно и всем сердцем, грязь, вонь и пр. меня никогда не волновали, я наверно их не особо и замечала, но здесь, вымотанные долгой дорогой я елеем сдерживалась. Ночной Варанаси показался мне самым настоящим адом. Наконец, мы пришли. Отель назывался PUJA GUESTHOUSE www.pujaguesthouse.com tel.2405027, адрес D.1/45 Lalita Ghat, Near Nepali Temple, Varanasi – 221001(кстати они бесплатно встречают, если забронировать заранее)/ Естественно недорогих 3х номеров у них не было свободных, поэтому нам предложили по 600 руп. За 200 – просто жуть! Пригрозив уходом и поиском других вариантов, на которые сил естественно не осталось, мы заселились в низ по 400 руп. Отель оказался очень милым, с очень даже неплохим ресторанчиком на крыше с живой индийской музыкой, куда мы и направились переодевшись. После тёплого ГОА, температура на улице поражала всё больше и больше, окончательно замёрзнув мы пошли спать. Вот так нас встретил Варанаси, самый долгожданный пункт нашего путешествия. На утро была запланирована встреча восхода на лодке по Гангу. Встав в полшестого, одевшись потеплей, разбудив работника отеля, чтоб открыть дверь мы пошли к Ганге. Без фонарика там конечно делать нечего, хоть и идти всего минут 5. Оказалось, что живём мы на Lalita Ghat (Гат – спуск к реке). Подойдя к воде сразу нашёлся лодочник, с которым сговорились на 100 руп в час. Взятое из отеля одеяло явно не помешало, и поскольку вышли мы рановато, восхода пришлось ждать почти час. Уже за пол часа до восхода стало достаточно светло, всё было окутано дымкой, на гатах уже началась жизнь. На Dasaswamedh Ghat уже пели мантры и море людей устремлялись к реке. На Harishchandra Ghat и Manikarnika ghat горели костры, всё это было как в сказке, казалось, что это сон, это не по-настоящему. Солнце вставало быстро, вокруг кружили чайки, плыли лодки с туристами и продавцами. Продавцы предлагали покормить чаек, мы отказались, т.к. видели как других туристоа окружали огромнейшие стаи и чуть ли не из рук выхватывали корм. Внезапно к нам приблизился лодочник и стал раздавать тарелочки с цветами, красным порошком и свечкой, чтоб запустить их в реку(по путеводителю это свеча из цветка лотоса). На вопрос о цене он сказал, что это плюс к его карме, а раздав всё потребовал денег. В этом они все, люди туристических мест! Плавая на лодке, в глаза нам бросились 2 огромные картины, Шивы и Ганги. Лодочник рассказал, что раньше Ганга была на небе, на землю её позвали люди, чтоб она помогла им спастись от грехов. Но Ганга была настолько сильна, что спустившись с неба, она сделала бы в земле дыру насквозь, поэтому люди попросили Шиву о помощи. Шива поймал Гангу на свою голову и плечи и пустил её в её русло. Поэтому Шиве посвящено такое большое количество храмов в Варанаси. Всё побережье Ганги усыпано различными красивыми строениями. Каждый могущественный и богатый человек хотел построить свой гат. На лодке мы проплавали где-то 2,5 часа, за это время увидели много омовений, гид сказал, что в день иногда съезжается до миллиона человек, ведь Ганга в Варанаси священна, омовение в ней чистит карму, а умереть в Варанаси, быть сожженым и преданным реке – это особое счастье для любого индуиста. Умереть в Варанаси, значит прекратить цикл земных перерождений и остаться на небесах. Где-то в Интернете я читала, что многие знаменитости просили сжечь их в Варанаси и предать прах Ганге, например Ждордж Харрисон из Биттлз. Может быть так бы все и ехали сюда, но цена кремации составляет минимум 30.000руп, а цена самой дорогой древесины (сандала) намного дороже, что для большинства индусов непомерно дорого. Вышли на берег мы рядом с Manikarnika ghat, прогулявшись там, среди гор древесины для костров вы отправились в отель завтракать. В ресторане к нам подошёл очень интересный человек, стал разговаривать о религиях, о корнях разных народов, затронул сходство русского и хинди, разговорившись с ним об арийцах (эта тема нам всегда была интересна, по самой распространённой версии арийци шли на юг и разделились на 2 группы, одна пришла в Иран, другая в Индию) он рассказал, что он профессиональный гид, дорогой, но он может бесплатно нам всё рассказать и объяснить куда съездить, куда сходить. Мы решили ему заплатить, чтоб он нас возил. Зовут его Shiva, shiva73g@yahoo.com, он от отеля, если что может встретить и всё организовать. Денег заплатили ему много, 800 руп (знаю, что в Варанаси это может быть дешевле в 2 раза), плюс транспорт за наш счет. До оговорённых 2х часов дня у нас было свободное время, поэтому мы пошли искать билеты на поезд. Было воскресенье, поэтому и банки и тревел агентства были закрыты, с большим трудом, с помощью т.н. хэлпера, мы нашли агентство, фиг знает где, купили там билеты на поезд в Patna по 300руп, чтоб оттуда добраться до Каджурахо. До отеля добирались на велорикшах, я почувствовала себя настоящим эксплуататором, когда бедный водитель толкал нас в горку спрыгнув с велорикши, это при цене 20 или30 руп. В 14 часов пришел гид. Сначала он сводил нас на Manikarnika ghat, рассказал о священном пруде, куда если не ошибаюсь Парвати, жена Шивы, уронила свою серёжку, рассказал немного о кремации. Тело приносят на берег, родные омывают его в реке, что дальше мы не видели, т.к. близко не стали подходить. Он рассказал, что тело жгут не более 3х часов, далее, недогоревшие женские бёдра и мужскую грудную клетку просто сбрасывают в реку. Не кремируют детей, беременных женщин и святых людей, их тела просто предают Ганге, где их забирает Шива, т.к. они безгрешны. Сама Ганга очень грязная и омываться в ней желания совсем не возникло, особенно у берега, куда приплывает вся грязюка. На берегу стоят хоспесы, по-моему уже не действующие, говорят их перенесли вглубь города. Далее мы прогулялись в Nepali Temple, очень маленький, красивый храм, покрытый деревянной резьбой, гид про него много рассказал, но я уже ничего не помню. Потом прошлись до Dasaswamedh Ghat, поднялись и поехали, обошли Benares Hindu University (мне кажется его можно смело исключить из посещения, ничего особенного, тем более он дальше всех находиться), Monkey Temple (Sankat Mochan) (видно, что храм очень старый, обезьян действительно много, они носятся и барабанят по крыше, правда так меня раньше не обыскивали, даже лифчик проверили. Всё дело в том, что несколько лет назад там был совершен теракт во время свадебной церемонии, много людей погибло, поэтому такие меры безопасности ), Durga Temple (Понравился больше других, там за 10руп ещё благословили, это было очень мило. Воздвигнут был в 18м столетии, Бенгальским махараджи, окрашен в красный цвет. ) и последний Golden Temple (wishwanath temple).Посвящен храм властителю вселенной – Шиве. Данный храм отстроили в 1776г, украсив вершину 800кг золота. Гид рассказал нам, что место это было святым ещё до появления какого-либо храма, там стояло дерево, к которому шли молиться. Есть легенда, что после разрушения храма мусульманами, наступил голод и засуха, мусульмане обратились к индуистскому мудрецу. Тот сказал, что невзгоды вызваны недовольством Шивы, отстройте Вишванат Темпл и всё наладиться. Муслимы согласились, при условии скорого дождя. И ливень обрушился на город, они сдержали данное слово и построили храм в 1569г. Потом Аурангазеб в 1669г снова его разрушил его, на его месте был воздвигнут Gyanvapi Mosque, который до сих пор стоит среди храмового комплекса. Именно поэтому храм был воздвигнут немного в сторонеКак не странно, больше всех нам понравился Золотой храм, в который не пускают не индуистов, но он даже снаружи поражает красотой. Попасть туда наверно можно, нас чуть ли не пустили, мы с мужем долго стояли у входа и добрый охранник хотел пустить нас под залог паспорта, но тут подбежал ещё один и указал на табличку, что не индуистам вход воспрещён. Вообще, полицейского в Варанаси можно встретить каждые минуты три, их там столько, что можно безбоязненно гулять по городу и ночью, конфликт индуистов и мусульман держется под контролем. Далее мы двинулись к Dasaswamedh Ghat, где в районе 6 вечера должна была начаться церемония Ganga Aarti. Когда мы пришли, церемония уже началась. То, что я увидела, сильно отличалось от того, что я представляла. Почему-то я ожидала что-то хаотичное, что-то более простое, песни и пляски у реки, а увидела 7 молодых служителей, одетых в розово-бежевые шелка, каждый на постаменте, выполняют обряды, посвященные Ганге во все стороны света, обращаясь ко всем стихиям, всё это так четко, так выверено! Играет музыка, люди в толпе впадают в безумие, в транс. Это повторяется каждый день, столетиями и даже наверно тысячелетиями! Люди съезжаются, чтобы отдать дань уважения и любви святой Ганге. Наверно каждый надеется на чудо, просит чего-то, в момент Ганга Аарти или в момент омовения, не знаю, но все эти люди в ярких сари или ярких головных уборах приехали сюда с искренней верой, я и сама прониклась этим действом. Утром мы собрали чемоданы, отнесли на ресепшн и пошли гулять по гатам. Где-то в районе Panchganga Ghat мы нашли более менее чистый вход в реку. Ночью в Варанаси очень холодно, мы все простудились, но это не помешало хотя бы по колено зайти в холодные воды Ганги. Постояли минут десять. Зачерпывали воду руками, пропуская через пальцы, прося Гангу помочь. Один парень из нашей компании даже омылся с головой несколько раз. Не знаю кто как, а я не хотела уезжать из Варанаси, тот ночьной ад превратился в блаженный рай, место, из которого трудно уехать. Два дня слишком мало, чтобы прочувствовать всю силу этого места, а для тех кому просто галочку поставить где был, хватит и дня. Я туда вернусь совершенно точно, это место превзошло мои ожидания, хотя обычно бывает наоборот. Неделя прошла, а гаты в дымке на восходе так и стоят у меня перед глазами. Рикшу в отеле за 125 руп смысла брать нет, всё равно пилить до места их остановки самим, там можно взять наверно вдвое дешевле.Ехать стоит заранее, т.к. можно попасть в большие пробки. Вокзал в Варанаси достаточно большой, в палатке помощи туристам нам сказали куда идти. Ехали мы sleeper class, количество индийцев в нашем отсеке увеличивалось в геометрической прогрессии, билетов явно продали раза в 3 больше чем мест и по простоте душевной они просто садились к нам, занимали наши верхние полки и спали. Ближе к ночи мы решили лечь и их попросили уступить места девушкам (нам), не тут-то было, они сказали что ещё минут 10 поспят, вот такая простота! Спать в таком вагоне можно, особенно если как индусы приковать цепью свой чемодан к ноге, иначе можно проснуться и без багажа. Поскольку за день на ночной поезд билетов не было, мы ехали поездом который отъезжал где-то в 15:30, а прибывал в 2 с чем-то в Патну (300руп).Далее мы направились в Каджурахо.

21 апреля 2010

был здесь в мае 2008 года.
5.0

Вечный город

Это место, которое производит сильное впечатление. Хотя бы потому, что это один из древнейших городов на планете. Варанаси является священным городом для всех, кто исповедует индуизм (кстати, древнейшую из ныне существующих религий). Священное омовение в Ганге поможет очиститься от грехов. Паломники-индусы со всего мира считают себя обязанными побывать здесь хотя бы раз при жизни, а уж после смерти тем более. Очень почетным считается быть кремированным на берегах священной реки Ганг именно в Варанаси... Город заставляет пересмотреть свое отношение к жизни и смерти, помогает переосмыслить многие вещи. Это место силы, которое действительно никого не оставит равнодушным. Если Вы побываете там, то совершенно точно это станет одним из значимых событий Вашей жизни.

25 сентября 2009